В 2017 г. оборот российского рынка интернет-торговли достиг 1,04 трлн руб. Это на 13% больше, чем в 2016 г., подсчитала
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). С каждым годом бОльшая часть бытовой электроники и потребительских товаров с понятными характеристиками закупается через различные интернет-магазины. Просто потому что это значительней удобней, кликнуть в поиске и в течении пары минут купить нужный товар. Но есть одно НО... электронных магазинов великое множество, на все не зайдешь. Поэтому существуют различные общие или специализированные поисковые системы и агрегаторы, обьединяющие информацию от всех поставщиков. Если приводить аналогию из жизни, то агрегатор - это как большой торговый центр, где все есть, от зубочисток до автомобиля, и можно купить все что нужно, не выходя из торгового центра.
Электронные компоненты не исключение. Какая-то часть компонентов покупается под производственные поставки по проектным ценам, а какая-то, весьма значительна часть покупается со складов и стоков. И роль дистрибьюторов по поставке со стоков больше трансформируется в логистическую функцию, с понятной ценой доставки и маржой. Поставщики выгружают из своих магазинов или информационных систем остатки или прайсы в поисковые системы или агрегаторы. В итоге и производственные поставки будут максимально автоматизированны в плане получения цены и сроков.
Есть еще различные тендерные площадки, или площадки для коммерческих и госзакупок, но это отдельная тема, и ее мы сейчас рассматривать не будем, потому что они работают так или иначе по принципу
квотирования.
В чем принципиальное отличие поисковой системы от агрегатора?
Поисковая система - если это специализированный на каком-то сегменте ресурс, то это сервис продавца. Релевантность поиска там в 99% не в пользу покупателя.
Примеры поисковых систем:
Электронные компоненты
www.efind.ru
www.einfo.ru
www.chiphunt.ru аффилиат дистрибьютора "ТаймЧипс", "Океан Электроники", "ЛайфЭлектроникс", "ТрейдЭлектроникс", "ФУЛЛСТОК"
www.chipfind.ru аффилиат дистрибьютора ЗАО "Альтекс"
www.elec.ru электротехнический портал на базе журнала
Минусы поисковых систем
-
Поисковые системы в большинстве своем берут за размещение на своем ресурсе деньги
с поставщиков. Некоторые опять же проверяют информацию - так они следят за своей репутацией и качеством выставляемых предложений. Есть куча примеров, когда поставщики заливают на поисковую систему список с миллионами позиций, и поисковик не особо проверет, что там они продают. Итог - в погоне за прибылью о качестве никто не думает.
-
Поставщики просто платят за рекламу, чтобы их предложения "светились" в поиске. Чем больше платишь, тем выше в результатах поиска будут твои предложения, независимо от
релевантности. Т.е. информация предоставляется в виде
не пригодном для сравнения и анализа. Это делается в большинстве случаев умышленно, дабы не "дискредитировать" заведомо неинтересные предложения
поставщиков, и "причесать" все предложения под одну гребенку. Цель - чтобы заказчик обратился к поставщику путем запроса по почте или позвонил. Понятное дело, что первым он будет писать или звонить тем, кто выше в списке.
-
Среди действительно полезных предложений есть те, которые ничем не помогут пользователю, а то и вовсе введут в заблуждение. Это всевозможные "перепосты" других складов, в большинстве случае без цен и реальных количеств..
-
Среди некоторых поисковых запросов можно заблудиться: настолько велик список предложений. Для владельцев поисковых систем это хорошо: больше переходов, больше трафика, больше конверсии. Покупателям не очень: если времени мало, а выбор большой, процесс принятия решения может затянуться надолго.
т.е. время нахождения на сайте скорее говорит не о том, что посетителю там "нравится", а о трудностях поиска среди массы нерелевантных предложений.
Поисковые системы, не следящие за качеством информации, постепенно теряют посетителей, и это факт. Покупатели начинают пользоваться более адекватными сервисами - агрегаторами, которые заботятся о качестве информации. Более подробно по данной теме можно почитать в статье
"Технологии дистрибуции и снабжения РЭК".
Агрегатор - это сервис покупателя. Они могут быть разные, агрегаторы скидок, услуг, платежные и товарные. Агрегатор может брать деньги с поставщиков, может брать деньги с покупателей, а может просто иметь некий процент с покупок или транзакций. Нас интересуют в первую очередь товарные агрегаторы. По сути это огромные торговые площадки, на которых свои услуги и товары предлагают отдельные интернет-магазины или поставщики.
Агрегатор на 100% заботится о качестве выдачи, это в его интересах, потому что он на этом зарабатывает.
Примеры агрегаторов:
www.market.yandex.ru - потребительские товары, 20 тысяч интернет-магазинов, 19 миллионов посетителей в день
Товары Mail.ru - 10 миллионов посетилей в день
www.octopart.com - электронные компоненты, зарабатывает на переходах посетителей на сайты магазины поставщиков. Аффилиат Altium
www.brokerforum.com - электронные компоненты торговая площадка
www.usbid.com - торговая площадка
www.virtualchip.com - торговая площадка
www.netcomponents.com - торговая площадка
www.getchips.ru аффилиат дистрибьютора ООО "Арвис"
www.freechips.ru
Плюсы агрегаторов
-
Агрегаторы, как правило, предоставляют качественный для пользователей контент: подробное описание в карточках товаров, фото и видео, характеристики.
-
Удобный поиск по фильтрам и параметрам.
-
Есть возможность сортировать показываемые товары по популярности или цене. Это очень удобно: сначала показываются самые дешевые или самые ходовые.
-
Агрегаторы попадают в топ: в отличие от простых интернет-магазинов, они имеют большее количество ссылок и полезного контента, а значит, поднимаются в топ поисковой выдачи.
-
Если у поставщика есть уникальный товар, или достаточно узкий товарных сегмент, то его найдут значильно быстрей через агрегатор.
-
Агрегаторы получают огромную прибыль: только представьте, какой трафик ежедневно идет через каждый подобный сайт!
Минусы агрегаторов
Если поставщик торгует ходовым товаром, или перепродает ("перепостингом") этот товар со склада "партнера", то конкурировать придется еще с десяками и сотнями подобных предложений. Разница в цене будет видна сразу.
Несмотря на то, что ресурсы ChipFind.ru и GetChips.ru созданы дистрибьюторами электронных компонентов ООО "Альтекс" и ООО "Гетчипс" с одной благой целью, реализация и подход к обеспечению качества информации с последующей автоматизацией размещения заказов - совершенно разный.
Ну начнем с того, что количество складов отличается на порядок, у GetChips.ru он... меньше, но как говориться "лучше меньше, да лучше" и на 99% это максимально достоверная информация. Ну просто потому что в случае недостоверности, менеджерам GetChips.ru придется проводить дополнительный поиск "недостающего", или писать клиенту что... "кончилось". Как правило этим грешат "шарашкины конторы" которые постят чужие склады под видом своих на поисковиках. Ребята из GetChips.ru совершенно не скрывают, где искомая позиция лежит, и предоставляет пользователю максимальный выбор - купить напрямую, или через сервис.
Зачем в итоге нужны все эти поисковые системы и агрегаторы в 1С или других информационных системах?
На рынке b2c, т.е. когда покупают физические лица, то они заходят в поисковую систему или агрегатор, находят нужный товар, переходят в электронный магазин, нажимают "заказать" и практически все. Оплата и доставка - дело техники как говорится.
При закупках для юридических лиц все гораздо сложнее:
-
Количество и суммы покупок на порядки больше.
-
Использование различными поставщками различных схем для различных клиентов, от 100% предоплаты до отсрочки после отгрузки.
-
Как следствие - собственники или руководители бизнеса хотят понимать, что покупается, по какой цене, и насколько эта цена оптимальна.
-
Потребность в материалах и продуктах формируется в информационной системе (в нормальных компаниях) на основании заказов или заявок покупателей, производственных спецификаций, пополнения складских запасов и т.д.
-
Списки потребности могут быть десятки, а то и тысячи номенклатурных позиций, по каждой из которой нужно найти
оптимальное решение по поставке в минимальный срок. Тут вариант поиска по каждой позиции в поисковой системе или агрегаторе не очень удобно, даже если агрегаторы могут делать подбор по спискам. Понятное дело, что у многих заказчиков за время работы уже налажены какие-либо контакты с существующими поставщиками, но в дискретном (позаказном) производстве это может не работать, например при контрактном производстве электроники. Где каждый заказ - может быть различный набор поставщиков.
-
Для каждой номенклатурной позиции может существовать несколько возможных вариантов поставки или аналогов.
Поэтому в нормальных компаниях для всего этого применяются информационные системы, автоматизирующие данные процессы. Степень автоматизации тоже конечно разная, кто-то просто ведет склад в системе, а заявки просчитывает в экселе, а кто то и склад ведет в экселе, а в системе только счета выписывает.
Мы агрегируем агрегаторов
При применении встроенных поисковых инструментов типа
1С:УРМ получается "бесшовная" система по обработке потребностей предприятия в материалах и комплектующих, которая значительно экономит время на поиск и выбор поставщика, а также занесение всей первички и связанных с ней рутинных и трудоемких операций. Когда к системе подключена не одна поисковая система или агрегатор, а несколько, то появляются дополнительные возможности для более правильного и быстрого анализа уровня цен, доступности т .д. Иногда даже через агрегатора можно купить что-то дешевле, чем у поставщика напрямую. Можно четко понять, кто просто "транслирует" чужие склады и т.д. Менеджер по закупкам может принять решение за секунду, где и что можно взять.
Пример 1. Склад Радиотеха "перепост" от 15-х компаний как минимум.
Пример 2. Склад Компэла перепродает База электроники. Цена выше на 100 руб, но это вероятно потому, что ChipFind не выдает сетку цен просто.